«Научиться можно только тому, что любишь»

размещено в: Новости | 0

22 марта 2018 г. в Государственном бюджетном учреждении Республики Крым «Центр социальной адаптации» для студентов психологов-магистров Таврической академии ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», в рамках повышения знаний об аддиктивном поведении и формирования практических навыков взаимодействия с алко-, наркозависимыми, прошел семинар-практикум на тему «Психология девиантного и аддиктивного поведения».
Основной целью и задачей прошедшего мероприятия было научить студентов Академии отделять личностные особенности от проявлений болезни, знакомство со спецификой работы и практическими моментами работы с аддиктивными личностями.

Специалистам, работающим с аддиктивной личностью, важно осознавать — химическая зависимость принципиально неизлечима в том смысле, что зависимый никогда не вернётся на исходную позицию (позицию независимого человека) в своём отношении к привычному психоактивному веществу (ПАВ), будь то алкоголь или наркотики. По этой причине любое употребление спиртного или наркотических препаратов (даже в минимальном количестве) неминуемо ведёт к «срыву». У зависимого, прошедшего курс лечения, есть лишь один путь избежать рецидива заболевания – полный отказ от алкоголя и наркотиков в течение всей жизни!
Совершенно очевидно, что для выполнения этого требования недостаточно просто принимать таблетки и убеждать себя в необходимости соблюдать режим трезвости. Для того чтобы зависимый смог реально исключить из своей жизни алкоголь и наркотики, ему необходимо полностью пересмотреть отношение к собственной жизни, произвести глобальную переоценку личностных ценностей, научиться мыслить по-новому (свободно), принимать на себя ответственность за свои поступки, начать заново испытывать чувства и эмоции, притупленные в период употребления ПАВ.

Аддиктивная личность смотрит на других людей как на источник опасности или наслаждения, она переживает собственные побуждения как неотложные и неумолимые, откладывание реализации которых или замена чем-либо другим немыслимы. Удовлетворение побуждений ведет к состоянию пресыщения, но не к переживанию счастья и самоуважения. Аддиктивная личность ориентирована на сиюминутное удовольствие. Она может украсть потому, что в данный момент не имеет с собой денег или просто не хочет утруждать себя получением желаемого законным способом.

От асоциальных действий не удерживает и угроза наказания. Импульсивности в удовлетворении потребностей сопутствуют приступы агрессивности в ситуациях фрустрации. Из-за отсутствия эмпатии, их агрессивным реакциям свойственны жестокость, даже садизм. Аддиктивные индивиды могут только брать от других, но ничем не хотят жертвовать, и это порождает семейные неурядицы. Аддиктивная личность нередко паразитирует на окружающих, используя свою способность манипулировать ими. В силу перечисленных причин специалисту трудно проявлять эмпатию к таким клиентам, а недостаток искренности в отношениях препятствует и не позволяет достичь положительных результатов от взаимодействия.

Устанавливать контакт с аддиктивными клиентами очень трудно, потому что они привносят свой повседневный стиль жизни и общения в консультирование, взаимодействие. С самого начала работы такие клиенты имеют склонность обманывать специалистов, особенно неопытных, своей мнимой доброжелательностью, умением подольститься. Специалист в стремлении помочь может перестараться и сделаться объектом манипуляции клиента. В этом смысле для неопытного специалиста аддиктивная личность представляет опасность. По мнению Coleman, аддиктивная личность имеет склонность избегать ответственности за неприемлемое поведение за счет рационализации и перекладывать вину на других (проекция). Продолжительное общение с таким человеком всегда вызывает неудовлетворенность, напряжение и раздражение. При работе с аддиктивными клиентами специалисту очень важно в любой момент идентифицировать свои чувства и полагаться на них, потому что это единственное средство избежать манипуляций со стороны клиента и профилактики профессионального выгорания.

Таким образом, работа со студентами Академии была выстроена таким образом, что бы теоретическая часть переплеталась с практическими компонентами.
Спасибо за активное участие студентам Таврической академии ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», с вами было интересно работать.

Добавление комментариев закрыто.